Рейтинг@Mail.ru
[Войти] [Зарегистрироваться]

Наши друзья и партнеры

UnixForum



Книги по Linux (с отзывами читателей)

Библиотека сайта rus-linux.net

На главную -> MyLDP -> Тематический каталог -> Программное обеспечение для Linux

Свободные программы для создания эффективных сайтов сообществ. Часть 2

Оригинал: Free software tools for designing productive community sites
Автор: Terry Hancock
Дата: 7 октября 2008
Перевод: Александр Тарасов aka oioki
Дата перевода: 11 ноября 2008

Это продолжение. Первую часть статьи можно найти здесь.

Социальные сети

Программы для создания социальных сетей в основном направлены на знакомства, встречи и объединение отдельных людей. Обычными функциями таких систем являются "друзья" и "интересы", что ведет к связям с другими проектами. Похожим приложением является служба "социальных закладок", в которой интересами являются ссылки на другие веб-сайты, возможно с цитированием или снимками экранов (таким образом сайт превращается в новостную систему).


Социальные сети содержат все преимущества обычных личных встреч. В них можно с легкостью найти людей со схожими интересами и взглядами (Авторы работы: xt0ph3r@Flickr/CC-By-SA 2.0, Paolo Margari/CC-By-SA 2.0)

Контекст Социальные сети и сайты закладок
Низкий уровень Списки ссылок, веб-кольца
LAMP Elgg
Drupal Profile(core), OpenID(core), Drigg
Plone Organizational Profile, My Address Book, mxm Contacts, ExpertPool, Plonelicious, Tasty Bookmarks, Content Ratings, TagCloud, PloneWorldKit
Другие -
Службы MySpace, Facebook, LinkedIn, Ning, другие социальные сети; Delicious, Digg, другие сайты закладок
Инфраструктура OpenSocial

Виртуальная реальность

Тема виртуальной реальности пользуется популярностью у многих футуристов. Можно в буквальном смысле создать сообщество в интернете, правда такой способ может быть неэффективен в некоторых важных задачах. Однако есть вещи, которые можно сделать лишь в трехмерном интерактивном окружении.


Виртуальные миры, как на этой картинке из Second Life, позволяют в буквальном смысле стать частью реального сообщества (Автор работы: Vanessa Tan/CC-By 2.0)

Я был удивлен, узнав, насколько далеко эта технология может зайти. Скачав свободные OpenSimulator и Second Life Viewer, можно даже самому создать хостинги для своих собственных виртуальных миров. Также есть системы просмотра трехмерных объектов общего назначения, на основе X3D (наследник VRML).

К сожалению, все технологии виртуальной реальности основаны на специализированных клиентах. Это никак нельзя обойти, ведь такое приложение требовательно к ресурсам системы. Встраивание трехмерных функций в самый обычный веб-браузер решит проблему, но это вряд ли возможно.

Мне кажется, одним из способов отображать трехмерный мир в обычном веб-браузере - это создать "виртуальную камеру", в которой отображать уже отрисованные изображения помещений внутри виртуального мира. Тогда в этих мирах смогут побывать даже те, у кого нет 3D-клиента (или если нет высокоскоростного интернета). Такую программу можно написать на основе Second Life Viewer и любой системы управления содержимым. Однако мне не удалось найти реализацию подобной идеи, возможно, ее не существует (однако если я не прав, дайте мне знать).

Контекст Виртуальные миры и ресурсы трехмерной визуализации
Низкий уровень Отрисованные изображения, файлы сцен
Клиенты SecondLife Viewer, FreeWRL, Xj3D, Collada Loader, WorldForge, Planeshift
Серверы OpenSimulator *, WorldForge **, PlaneShift **
Инфраструктура CrystalSpace-@, VOS, X3D, U3D-@-@, COLLADA-@
Службы Second Life, сеть серверов OpenSimulator

* OpenSimulator совместим с SecondLife Viewer. Объединив их, получается полностью свободная система виртуальной реальности.

** Серверы WorldForge и PlaneShift распространяются в едином пакете исходных кодов, вместе с клиентом.

Загрузка больших файлов

Основной проблемой мультимедиа, дизайна и программных проектов становится то, как доставлять конечный продукт пользователю. Скачать несколько мегабайт - обычное дело, однако дистрибутивы GNU/Linux или полнометражные фильмы могут иметь размер в несколько гигабайт. Большинству людей затратно держать службу подобного рода на своем сервере, особенно когда скачивать файлы может кто угодно, причем бесплатно.


Скачивание больших файлов типа программ, музыки и даже целых образов CD или DVD может быть проблемой. Новый протокол BitTorrent стал популярен как раз по этой причине, он снимает нагрузку с сервера и переносит на клиентов - компьютеры пользователей. Вдобавок делается проверка корректности, что устраняет риск неудачного скачивания (Автор работы: FaceMePLS@Flickr/CC-By 2.0)

К счастью, есть множество сайтов, где можно скачать нужные файлы по протоколам HTTP или FTP. В дополнение к этому, существует относительно новая технология "роя", сочетающая в себе технологию интернет-файлообменника с хранением файлов на компьютерах пользователей. Самой успешной подобной технологией стал протокол BitTorrent. Такая система загрузок файлов снимает нагрузку с вашего сервера и распределяет ее по клиентам, которые уже скачали данный файл. Такой подход чрезвычайно полезен при скачивании популярных файлов больших объемов.

Чтобы люди могли скачивать ваши файлы подобным способом, вам понадобится создать torrent-файл (что-то вроде индекса для загрузки), "посеять" исходный файл на нескольких компьютерах и запустить "трекер", который будет координировать процесс обмена между клиентами. Более того, уже существуют бесплатные трекеры - так что настраивать самому практически ничего не придется.

Контекст Загрузки файлов больших объемов
Низкий уровень HTTP, FTP
LAMP -
Drupal BitTorrent, Filebrowser
Plone Railroad, ARFilePreview, PublicationProduct, PloneFilesZip, PloneForge, Software project
Другие -
Веб-службы Sourceforge (программные пакеты), Google Code (программные пакеты), другие хостинги проектов; Internet Archive (содержимое), Jamendo (музыка), Flickr (изображения)
Клиенты BitTorrent, другие торрент-клиенты, другие файлообменные сети
Серверы mod_bt (Apache), PHPBTTracker+ (tracker)
Инфраструктура торренты
Службы LinuxTracker, TuxDistro, TLMP, другие торрент-сайты

Электронные деньги

Может показаться, что интернет-магазины нельзя считать "социальными" сайтами, но это только на первый взгляд. На рынке Amazon есть возможность конкуренции мелких поставщиков. Идеи "коллективного патронажа" свободных работ потребуют базовых денежных вливаний и упрощения денежных сборов через системы коллективного фандрайзинга.


Денежные переводы - часть многих сообществ реального мира, и их осуществление в интернете дает сообществам новые возможности (Авторы работы: The Consumerist/CC-By 2.0, Tinou Bao/CC-By 2.0)

Даже в мире сообщества финансовые операции имеют важное значение. Обычную инфраструктуру "магазина" можно использовать в нестандартном виде. Добавлением функций вроде коллективного патронажа и систему фандрайзинга можно превратить коммерческие программы в часть системы поддержки сообщества.

Одна из интересных новинок в этой области является протокол "CC+" от Creative Commons. Он представляет собой унифицированный способ применения дополнительных лицензионных соглашений для авторов материала, распространяемого по различным лицензиям Creative Commons. Определенно, идея состоит в том, чтобы позволить авторам материала, лицензированного как "Non-Commercial", получать коммерческую прибыль от отдельных потребителей. Однако, в этой технологии нет ничего такого, что бы помешало операции "купить для сообщества". Таким образом, несвободный материал может быть продан свободному сообществу через коллективный патронаж. Определенно, построение подобной системы потребует наличия традиционных программ типа e-Commerce, и каких-либо программ для финансового участия заинтересованных людей.

Также перечислены службы, относящиеся к обработке платежей и коллективному накоплению средств.

Контекст Электронные деньги и коммерция
Низкий уровень -
LAMP osCommerce, ZenCart, ECSCS, другие магазины
Drupal Ubercart, e-Commerce, osCommerce
Plone PloneMall, Simple Cart Item, EasyShop, GetPaid with Plone, PFG Payment Field, LetsPay, FlexPortlets
Другие JadaSite, другие магазины; CC+, SPP, RSPP
Службы ZenCart Hosting, PayPal, Authorize.net, Registered Commons *, Fundable, PledgeBank

* Я узнал, что Registered Commons работают над реализацией протокола CC+ для смены лицензии различных работ по лицензии Creative Commons на деньги. Другой сайт CC+, согласно пресс-релизу Creative Commons в начале 2008 года, должен в настоящий момент работать (Rights Agent), однако ссылка не открывается.

Построить онлайн-сообщество

В сообществе свободного ПО и свободной культуры есть множество причин для создания своих сайтов, и привлечения посетителей. Они помогут сообществу в создании, обмене и понимании как свободного ПО, так и свободных художественных произведений.

В этой статье я попытался объединить имеющиеся ресурсы, с пояснениями, как их использовать. Несомненно, кому-то не понравится такой подход, либо то, что список неполный. Однако любому, кто задумывает создать сайт своего сообщества, следует поразмыслить над этими 8 технологиями.


Эта статья еще не оценивалась
Вы сможете оценить статью и оставить комментарий, если войдете или зарегистрируетесь.
Только зарегистрированные пользователи могут оценивать и комментировать статьи.

Комментарии отсутствуют