Наши партнеры

UnixForum






Книги по Linux (с отзывами читателей)

Библиотека сайта rus-linux.net

На главную -> MyLDP -> Тематический каталог -> Компьютерные игры в Линукс

Ролевые компьютерные игры для GNU/Linux

Оригинал: Computer role-playing games for GNU/Linux
Автор: Matt Barton
Дата: 14 ноября 2007
Перевод: Александр Тарасов aka oioki
Дата перевода: 26 ноября 2007

При копировании материала обязательны указание автора, переводчика и ссылки на оригинал статьи и настоящую страницу как первоисточник перевода!

Из всех жанров компьютерных игр больше всего мне нравятся ролевые или CRPG. Почти каждый слышал о классических CRPG, таких как Ultima, Baldur's Gate и Fallout. А как обстоят дела со свободными CRPGs? В этой статье я попытаюсь рассказать о них.

Предисловие

Вам не надоело слушать геймеров, которые настойчиво утверждают, что лучшие игры разработны для приставок или для Windows, так что об играх для GNU/Linux и говорить не стоит? У вас есть коллеги, которые считают, что операционная система GNU/Linux подходит только для серьезной работы, а игры в ней несерьезные и неинтересные? Я устал слушать людей, говорящих о том, как дорого обходится разработка игр, и что они просто не могут быть выпущены под свободной лицензией GNU. Даже Ричард Столлмен говорил, что на игры нельзя смотреть как на обычные программы, и он не видит проблемы в раздельном лицензировании творческого материала (сюжет, персонажи, графика, музыка) и движка, на котором все это держится: "Игровой сюжет можно рассматривать больше как художественное произведение, нежели как программу. Поэтому правильно разделять игру на движок и сюжет, после чего считать движок программой, а сюжет - художественным произведением". Многие защитники свободного ПО согласны с этой точкой зрения, но другие недоумевают, почему написание художественного произведения должно чем-то отличаться от написания кода. В конце концов, все знают, что художественную литературу читают не только для удовольствия, но и для познания чего-то нового или чтобы взглянуть на проблему с других позиций. Столлмен написал по этому поводу статью The Right to Read, которую вам нужно прочитать, если вы этого еще не сделали. Более весомого аргумента не найти!

Но постойте, вы говорите, что игры ничему не могут научить. Что они просто развлечение; просто забава для праздного проведения времени. Может быть для некоторых людей это и так - я говорю о тех, которые раскладывают пасьянс, играют в тетрис или маджонг попросту для того, чтобы убить время. Под лицензией GNU выпущено много таких простеньких игр, и многие очень даже хороши и могут посоперничать с проприетарными аналогами. Я не имею ничего против игр этого жанра, но лично мне непонятно, что в них интересного. Два моих любимых жанра компьютерных игр - это графические аркады и ролевые игры (CRPG). Эти игры захватывают и заставляют более эмоционально относиться к происходящему.

В этой статье я сосредоточился на свободных CRPG, которые в настоящее время доступны для GNU/Linux. К сожалению, сейчас не так много достойных CRPG, выпущенных под лицензией GNU GPL; разработчикам предстоит еще многое сделать. Тем не менее, несколько разработчиков продвигаются вперед, и сейчас я расскажу вам о наиболее интересных проектах.


Рисунок 1: NetHack - культовая классическая CRPG, она весьма забавна, даже несмотря на графику в виде символов

Roguelike - игры ("рогалики")

Наиболее популярные CRPG для GNU/Linux это так называемые "рогалики". Проще говоря, рогалики - это игры, которые похожи на очень популярную игру Rogue для системы UNIX. Игра была основана на старой и малоизвестной CRPG для мейнфреймов и обучающей системы PLATO. Есть несколько вещей, которые вы должны знать о Rogue. Первое, в ней нет графики похоже на ту, что можно увидеть в большинстве современных видеоигр. Вместо нее для создания графического интерфейса Ken Arnold использовал ASCII (American Standard Code for Information Interchange - американский стандартный код для обмена информацией), т.е. различные символы, которые можно набрать на клавиатуре или при помощи специальных кодов. Простой пример: вместо графического изображения стены игрок будет видеть ряды символов # и |. Главный герой обозначается символом @, а монстры - обычно первой буквой своего названия (например, зомби - Z). Это может звучать примитивно, но подумайте, что выбор был между тем, чтобы совсем не иметь графики и тем, чтобы полностью полагаться на текстовые описания (вспомните игры Zork и Colossal Cave). Один из плюсов такой Rogue-графики - это то, что не приходится зарисовывать карту - компьютер делает это за вас!

Помимо необычной "графики" Rogue также предлагает довольно приятный геймплей. Это интуитивно понятная игра, в нее легко научиться играть, но трудно стать мастером. Главная цель игры - спуститься вниз на 26 уровень подземелья, завладеть артефактом Amulet of Yendor и выбраться живым на поверхность. Конечно, на пути к цели вам придется сразиться со множеством монстров. Наверху бродят слабые монстры, но чем глубже вы будете спускаться, тем более сильными они станут. Ваш персонаж в процессе приобретения опыта сможет лучше сражаться, по мере продвижения вглубь он найдет лучшее оружие и магические предметы, которые помогут ему победить неприятелей. Другая отличительная черта в том, что подземелья случайны, т.е. каждый раз, когда вы садитесь в нее играть, вас ожидает новая игра. Многие люди наслаждались и продолжают наслаждаться оригинальным Rogue, но, конечно, хакеры пытаются найти пути для расширения возможностей движка Rogue. Было разработано множество клонов Rogue, и само собой напрашивалось объединение всех этих игр в единый жанр под названием Roguelike, а в российском интернет-сообществе прижилось название "рогалики".

Nethack и Angband

Существует много рогаликов, но два самых популярных - это NetHack и Angband. NetHack - одна из первых игр, которые развивались при помощи Интернета (вот откуда взялось название). Фактически она основана на старом рогалике, который назывался Hack. В Hack были реализованы такие интересные возможности, как компаньоны, которые следовали за главным героем и помогали ему, и магазины, где можно было купить все необходимое (это проще, чем искать нужные вещи в округе). NetHack добавляет еще больше возможностей, эта игра стала сложной и поэтому любимой. Еще более функциональной версией игры является Slash'em, название которой является акронимом "Super Lotsa Added Stuff Hack Extended Magic". Angband основана на рассказах Дж.Р.Р. Толкиена. Только здесь целью игры является не овладение амулетом, а получение достаточного могущества, чтобы сразиться с Морготом, Повелителем Тьмы. NetHack и Angband до сих пор остаются популярными.


Рисунок 2: Angband похож на NetHack, но геймплей немножко различается

Рогалики довольно забавны, и если вы никогда не играли в них, я вам советую попробовать Nethack. Правда, придется выучить немного клавиатурных комбинаций и научиться правильно интерпретировать символы на экране, но отдача стоит того. В этих игры действительно есть суть, которая делает CRPG тем, что они есть: это исследование подземелий, борьба с монстрами и развитие персонажа. Хотя в них и можно играть долгое время, но я смотрю на них как на способ краткого времяпровождения. Вам не придется сидеть перед ними часами, ожидая пока пройдет скучный скриптовый диалог между стереотипными персонажами. Кому нужны такие паузы? Просто запустите рогалик и начните кромсать врагов во все стороны! Если ваш персонаж умрет, что тогда? Тогда нужно просто начать игру заново с новым персонажем, при этом случайно генерируемые подземелья не дадут вам заскучать.

Другие Roguelike - игры

Существует множество современных рогаликов, которые могли бы пощекотать ваше воображение, например игры в стиле NES, которые есть на сайте Villa of Darkness, там можно найти рогалики, основанные на Castlevania, Metroid и Zelda. Существует Diablo Roguelike, действительно интересная игра, хотя многие критики сомневаются, что Diablo - это современный рогалик. Можно попробовать Ivan, рогалик, использующий библиотеку SDL для своей графики. Определенно, эту игру стоит посмотреть. Если хотите взглянуть на что-нибудь старое, попробуйте Moria или Ancient Domains of Mystery. Очень много рогаликов находятся в активной разработке - так много, что всех их не перечислить в этой краткой статье! Посетите сайт Roguebasin, чтобы узнать о них побольше.

Roguelikes с продвинутой графикой

Однако большинство из нас пользуются персональными компьютерами с дорогими видеокартами. Инстинктивно появляется желание использовать их на полную мощность, или хотя бы видеть более симпатичную графику, нежели основанную на наборах символов (ASCII, ANSI и т.д.). Также у большинства есть звуковые карты, так почему бы не добавить звуковые эффекты и музыку? Почему бы не сделать рогалик таким же впечатляющим, как любая CRPG на сегодняшнем рынке? На эти вопросы есть два ответа.

Первый - в таких играх графика и звук отвлекают. Сторонники этого мнения говорят, что нужно напрячь свое воображение, чтобы сделать букву Z похожей на ужасного, разлагающегося зомби; слышать его вызывающие ужас стоны в своем уме. Попытайтесь увидеть коридоры, по которым идете, почувствуйте сырость и холод; почувствуйте тепло и запах дыма от факела, горящего в вашей руке. В конце концов, это выглядит так же, как и в настоящей игре Dungeons & Dragons. Мастер подземелья говорит вам, как выглядит комната, и вы представляете себе картинку; он не включает для вас телевизор и не раздает фотографий. Это хороший ответ для многих поклонников рогаликов; людям, которым нужен звук и красивые картинки просто не хватает воображения.

Второй ответ - на самом деле нет причины, почему бы не добавить в игру графику и звук. Некоторые люди предпочитают старый стиль, в этом нет ничего плохого, но другие наслаждаются графикой и звуком. Многие из упомянутых выше игр имеют простой графический интерфейс, хотя играть в них так же интересно. Тем не менее ни один из ваших знакомых - любителей Windows или приставок - не будут впечатлены от рогаликов. Интерфейс продолжает зависеть от длинного списка команд или сложно ориентированного меню, а графика такова, что Diablo, - игра 1997 года, кажется игрой новой эпохи.

Iso-Angband и NetHack: Falcon's Eye

Чтобы разузнать побольше о разработке более амбициозных проектов, я вышел на контакт с Jaakko Tapani Peltonen и Hansjoerg "Hajo" Malthaner, разработчиками NetHack: Falcon's Eye и Iso-Angband, соответственно. Игра Hajo графическая, но она отдает дань уважения оригиналу. К примеру, ваш персонаж также изображается в виде символа @. Это очаровательная игра, но возникают кое-какие трудности с управлением в связи с изометрическим видом. К сожалению, сейчас проект не существует, хотя игру все еще можно скачать. Hajo чувствует, что люди больше не интересуются его проектом, и поэтому не уделяет ему времени.


Рисунок 3: Iso-Angband - изометрическая игра

В чем же была проблема? Как говорит Hajo, "Большая проблема была в одобрении. Не технические проблемы, нет, они были разрешимы - просто не было одобрения. Некоторые люди были враждебно настроены по отношению к самой идее графической оболочки". Hajo также ссылается на некоторые "политические" проблемы с Angband, кому-то казались резкими смелые взгляды Hajo.

Я был в шоке после услышанного от Hajo; мне нравилась его игра, было грустно слышать, что она больше не разрабатывается. К счастью, проект Jaakko Falcon's Eye развивается гораздо лучше. Jaakko чувствует, что к его проекту проявляется большой интерес: "В определенный момент было около 178 000 скачиваний с Sourceforge.net версий для Windows, а в общем около 230 000 скачиваний!" Кроме того, в некоторых дистрибутивах эта игра уже включена. Он получил около 1 000 писем об игре!

Jaakko считает важным привлечь к игре новых людей: "символьные рогалики могут проиграть в сравнении с коммерческими играми, несмотря на сложность основного сюжета". Также Jaakko считает, что устремленным разработчикам проще развивать рогалики, чем другие CRPG. Это "собственное дело" дает игре дополнительную поддержку, в то время как коммерческие CRPG стоят миллионы долларов, а для их завершения требуются армии профессионалов.


Рисунок 4: В NetHack: Falcon's Eye лучшая графика, но нет анимации

Я играл в Falcon's Eye довольно недолго и получил от нее удовольствие. Команда разработчиков создала хороший сюжет и очень приятную музыку. В целом я был очень увлечен игрой, хотя и должен признать, что она не безупречна. Наверно самой большой проблемой является то, что персонажи не показываются в движении, вместо этого они просто перемещаются с клетки на клетку. Анимация попросту отсутствует, вызывая чувство незаконченности игры. Также я считаю, что управление является сложным, оно должно быть гораздо понятнее. Возможно, разработчикам следует обратить внимание на интерфейс некоторых новых коммерческих CRPG, или встроить в игру обучающую программу, которая бы знакомила новичков с основными вещами. Такие программы есть почти в каждой коммерческой CRPG. В Iso-Angband у меня также возникли проблемы с движением, хотя есть одна хорошая черта - для движения можно использовать мышь. В общем, игра перспективная, но требует доработки. Jaakko сказал мне, что проект был разветвлен и новая версия игры под названием Vulture's Claw уже есть в сети. Но у меня не получилось найти и установить ее.

Lost Labyrinth и Adonthell: Waste's Edge

Также я пробовал Lost Labyrinth и Adonthell: Waste's Edge, эти две игры напомнили мне о японских RPG с приставок NES и SNES. Эти игры полностью основаны на старых играх серии Ultima, особенно на Ultima III. Эти игры имеют вид сверху вниз, в них вы управляете гномоподобными персонажами и ведете кучу диалогов со встречающимися людьми. Lost Labyrinth сохранил пошаговый режим рогалика, но в Adonthell действие развивается в реальном времени, а движения плавны. В обеих играх понятный интерфейс и в них легко научиться играть. Хотя мне понравились обе игры, Adonthell обладает более богатой историей и более интересными персонажами. К сожалению, я не большой поклонник таких CRPG; мультипликационная графика не для меня.


Рисунок 5: Lost Labyrinth напоминает мне о ролевых играх на приставках

Заключение

Короче говоря, я не смог найти CRPG под лицензией GNU, которые бы действительно произвели на меня впечатление. Лучшие из многих - это рогалики, в которые мне нравится играть, но их торопливый игровой стиль нельзя сравнивать с долговременными кампаниями в таких коммерческих CRPG, как Neverwinter Nights и Diablo. Не хотелось бы говорить, но возможно разработчикам следует перестать смотреть на Rogue, а вместо этого искать вдохновения в других местах. Было бы весьма интересно посмотреть, во что может вылиться настольная игра, если ее перенести на компьютер. Мне вспоминаются многие шпионские ролевые игры (Mercenaries, Spies и Private Eyes) и игры о Второй Мировой (Top Military System), и конечно фантастические игры типа Traveller и игры The Fantasy Trip и GURPS Стива Джексона. Было бы замечательно, если бы эти игры стали источником для новой CRPG, которая бы могла перенести нас в мир, отличный от шаблонного мира Dungeons & Dragons. Поймите меня правильно; мне нравится TSR и их D&D, но существуют также и другие системы, на которых можно построить лучшую новую CRPG.


Рисунок 6: Adonthell: Waste's Edge - внимание на сюжет и персонажей

Также хочется, чтобы разработчики использовали нововведения из старых CRPG, таких как Planescape: Torment и Ultima IV. В этих играх действительно использовались новые стратегии геймплея, в центре внимания были другие вещи, нежели просто битва. Существуют игры серии Fallout и ранний Wasteland, их действие разворачивается после апокалипсиса и они отличаются от игр, в которых упор делается на меч и колдовство. Я рекомендовал бы вам мою любимую консольную RPG Chrono Trigger. Она содержит очень хороший сюжет и интересных героев, а геймплей не сложен для восприятия. Первоочередной задачей мне видится создание подходящего движка, а затем подобно Neverwinter Nights поддержка пользователей в создании их собственных кампаний. Тем самым мы получаем программистов (разработка движка), художников (наборы тайлов и моделей персонажей), музыкантов и людей, придумывающих сюжеты.