Библиотека сайта rus-linux.net
Глава 11. Русификация и шрифты
Предыдущий раздел | Оглавление | Следующий раздел |
11.4. Русификация X Window
Так же, как и в текстовом режиме, в графическом русификация определяется таблицей раскладки клавиатуры и файлами шрифтов. Впрочем, о том, как разобраться с клавиатурой, было достаточно сказано в разд. 9.3. Давайте теперь подробно рассмотрим, как организовать вывод на экран символов кириллицы.
11.4.1. Немного о терминологии
Для начала надо пояснить некоторые термины, часть из которых появилась еще в те времена, когда типографии называли словолитнями, а часть – уже в наше время, вместе с широким внедрением компьютеров в типографское дело. Некоторые из этих терминов получены прямым заимствованием из английского языка, например, фонт-сервер, рендеринг, глиф.
Пожалуй, важнейшим типографским термином является шрифт. В обычном, или «бытовом», если так можно выразиться, понимании шрифт - это только набор графических изображений символов, который служит для представления букв на бумаге или другой поверхности (например, экране, причем экране в широком смысле слова - экране кино, телевизора, компьютера). Поскольку можно сказать, что шрифты появились вместе с изобретением книгопечатания, история разработки и создания шрифтов исчисляется уже веками. За это время создание шрифтов превратилось в особый вид деятельности (может быть, даже в отрасль науки) со своей терминологией, инструментарием, традициями, школами и т.д. Новый импульс эта наука получила с переходом на компьютерные технологии.
Субъективное замечание:
Вместе с широким распространением компьютеров в русском языке появился новый термин - фонт. Первоначально это была простая подмена русскоязычного термина его английским эквивалентом, применявшаяся только в компьютерном сленге. Однако постепенно стало проявляться различие в употреблении этих терминов. Понятие "фонт" стало охватывать понятие "шрифт", но начало трактоваться в более широком смысле, подразумевая не только собственно шрифт, как набор изображений символов, но и способ формирования этих изображений на экране и/или бумаге, и способ сохранения этих изображений в файле. Кроме того, словом "фонт" называют просто файл, содержащий закодированные неким образом изображения символов шрифта (например, битовые карты изображений символов). Мне кажется, что в последнем случае правильнее употреблять термин "файл фонта", а термин "фонт" следует употреблять во втором смысле: как совокупность собственно шрифта (как набора изображений символов), способа вывода этих изображений символов на печать или экран и способа сохранения шрифта в виде файла. Таким образом, можно сказать, что шрифт – понятие типографское, а фонт – компьютерное. Впрочем, такая трактовка этих терминов не является пока общепринятой и всюду ниже употребляется единый термин – шрифт.
Существует два основных типа шрифтов: растровые и контурные (их еще называют векторными).
В растровых шрифтах изображение символа составляется из отдельных точек и сохраняется в файле в виде двоичной матрицы или "битовой карты" (bitmap). Поэтому такие шрифты можно назвать матричными. Растровые шрифты являются аппаратно-зависимыми - они предназначены для получения только определенных разрешений. Матричный шрифт с разрешением 75 точек на дюйм (75 DPI) даст только 75 точек на дюйм даже на принтере, обеспечивающем разрешение 1200 DPI. Для обеспечения возможности изменения размера шрифта приходится либо хранить в файле битовые карты для разных размеров шрифта, либо изображение приходится увеличивать или уменьшать в целое число раз, что приводит к деформации изображений символов. Кроме того, при использовании растровых шрифтов для печати необходимы дополнительные принтерные шрифты, соответствующие экранным.
Матричные экранные шрифты обычно используются в терминальных окнах, в консоли и в простых текстовых редакторах, где отсутствие масштабируемости и тот факт, что они не могут использоваться для печати, не так существенны.
В контурных (или векторных) шрифтах для вывода изображения символа применяется математический аппарат, основанный на использовании кривых Безье. Как известно, для описания прямой линии нам необходимо и достаточно задать только две точки - начало и конец прямой. Кривая Безье задается своими начальной и конечной точками, и, кроме того, набором промежуточных точек, к которым стремится данная кривая. Регулируя отклонение кривой от этих промежуточных точек, можно достичь гладких изгибов кривой Безье. Каждый символ (точнее говоря, глиф, см. ниже) контурного шрифта представляется набором контуров, задающих границы изображения. Контура описываются замкнутыми кривыми Безье. При выводе изображения на экран или принтер производится преобразование заданного таким образом изображения символа в матрицу точек (грубо говоря, в растровое изображение соответствующего размера).
Достоинством контурных шрифтов является их независимость от устройства вывода — они одинаково выглядят как на экране, так и на принтере. Каждый символ может иметь различное начертание: курсив, полужирный, подчеркивание и обычное. Кроме того, он может иметь абсолютно любой размер (т. е. эти шрифты являются масштабируемыми), что невозможно в случае с растровыми шрифтами.
Отдельным элементом контурного шрифта, выводимым на экран или принтер, является не символ, что казалось бы более естественным для незнакомого с предметом человека, а так называемый глиф (этот термин является прямым заимствованием соответствующего английского термина "glyph"). Глиф может представлять либо отдельный символ, либо два или большее число символов (так называемые лигатуры), либо часть изображения символа.
Еще одно понятие, которое необходимо для описания и классификации шрифтов – это сериф. Серифы - это небольшие выступы у оснований символов и в верхней части изображений символов. Например, буква "i" в таких шрифтах как Times Roman имеет серифы у основания и в верхней части вертикальной черты. Серифы появились в изображениях символов шрифтов относительно недавно и позволили улучшить зрительное восприятие символов. Шрифты, в которых используются серифы, считаются более читабельными, чем шрифты без серифов. При малых размерах символов серифы обычно не используются, так как отсутствие лишних элементов позволяет легче их воспринимать. Например, фирма Microsoft рекомендует шрифт Verdana как наиболее подходящий для очень малых размеров символов при выводе на экран.
Межсимвольное расстояние задает интервал, на который символы шрифта отстоят друг от друга. Бывают шрифты с фиксированным межсимвольным расстоянием и фиксированным размером символов (речь идет о ширине, высота символов у обычных шрифтов и так фиксирована) или fixed width fonts, и шрифты переменной ширины - variable width fonts. Шрифт фиксированной ширины выглядят как текст, напечатанный на пишущей машинке, поскольку все буквы имеют одну и ту же ширину. Это качество желательно для таких применений как компьютерная консоль, но нежелательно для больших печатных документов. Шрифты с фиксированной шириной символов часто используются, например, в примерах, иллюстрирующих компьютерные команды.
В шрифтах переменной ширины для повышения читабельности и улучшения внешнего вида текста варьируется как ширина отдельных символов, так и межсимвольное расстояние, для чего используется техника трекинга и кернинга.
Трекинг - это специальные приемы улучшения оптических свойств текста при больших и малых размерах за счет изменения расстояния между символами. Трекинг определяет межсимвольное расстояние как функцию от размера шрифта.
Кернинг улучшает качество восприятия текста, изменяя межсимвольное расстояние в некоторых парах символов, которые называются парами кернинга. Например, при изображении пары символов "То" маленькая буква "о" должна быть приближена к заглавной "Т", и даже размещаться частично "под" этой "Т", что повышает качество изображения.
Для достижения наилучшего качества отображения символов шрифта при работе с малыми размерами используется такое средство, как хинтинг (hinting). При отображении символа в малом размере учитывают, какие части контура символа следует использовать, а какие нет. Для этого в описание контура символа помещаются "хинты" — специальные инструкции, указывающие каким образом надо изменять форму контура для достижения наилучшего качества. Как правило, редакторы шрифтов сами выполняют хинтинг, избавляя пользователя от дополнительной работы над шрифтом.
Совокупность данных о ширине символов, межсимвольном расстоянии, а также информации, необходимой для кернинга и трекинга, называют метриками шрифта.
Варианты шрифтов. Каждый шрифт обычно содержит несколько вариантов изображений каждого символа. Большинство шрифтов содержат такие варианты как полужирный (bold), курсив (italic) и полужирный курсив (bold-italic). Некоторые шрифты имеют дополнительные варианты, например, жирный или small caps, когда строчные буквы заменяются уменьшенными заглавными (этот вариант шрифта чаще всего используется для создания заголовков).
11.4.2. Форматы файлов шрифтов
В недавние времена буквально каждый графический редактор или издательская программа использовали свой формат файлов шрифтов и, как правило, одни программы не поддерживали форматы других. Со временем число реально используемых форматов существенно сократилось, так как происходит своеобразный "естественный отбор".
Растровые шрифты (Bitmap Fonts)
Существует два типа матричных шрифтов -- принтерные матричные шрифты (bitmap printer fonts), такие как шрифты pk, генерируемые программой dvips, и матричные экранные шрифты, используемые в системе X Window и в консольном режиме. Файлы матричных шрифтов обычно имеют расширения bdf или pcf.
Шрифты Type1
В Linux ведущим форматом шрифтов является Adobe PostScript. Вообще, PostScript - это язык для описания страницы документа, он используется для вывода страницы с текстом и графикой на экран и на принтер (который поддерживает этот язык). Шрифты Adobe Type основаны на данном языке. Существуют две основные разновидности: Type 1 PostScript font и Type 3 PostScript font. Стандартом является Type 1. Шрифт Type 3 используется довольно редко. Шрифты Type 1 применяются в различных графических и издательских программах, например Adobe PageMaker, но они не являются стандартными в Microsoft Windows и поэтому их использование ограничивается программами, специально разработанными для поддержки данных шрифтов.
Язык Postscript традиционно используется для печати в UNIX, и поэтому шрифты Type 1 широко применяются в Linux. Они поддерживаются в графической системе X Window и программе управления печатью ghostscript.
Обычно шрифт Type 1 для UNIX задается двумя файлами: файлом метрик с расширением afm (adobe font metric), и файлом контуров, который имеет расширение pfb (printer font binary) или pfa (printer font ascii). Файл контуров содержит все глифы, а файл метрик содержит метрики шрифта.
Шрифты Type 1 для других платформ могут поставляться в других форматах. Например, шрифты postscript для Windows часто используют формат pfm для файла метрик.
Шрифты Type3
Эти шрифты распространяются примерно таким же образом, как шрифты Type1 – в виде пары afm-файла метрик и pfa-файла контуров. Хотя они поддерживаются стандартом postscript, но не поддерживаются в X Window, поэтому имеют ограниченное применение.
Шрифты True Type
Технология True Type была создана фирмой Apple для использования в операционной системе MacOS в 1990 году. Позже лицензию на эту технологию приобрела фирма Microsoft. Благодаря гигантской популярности MS Windows шрифты True Type стали ведущим форматом для компьютерных шрифтов. Шрифты True Type хранят метрики и информацию о начертаниях символов в одном файле (обычно с расширением ttf). Недавно были разработаны серверы шрифтов, или фонт-серверы, которые сделали шрифты True Type доступными для X Window. С некоторых пор стандарты postscript и ghostscript тоже поддерживают True Type шрифты. В силу этого, а также из-за того, что имеется большое количество высококачественных и доступных шрифтов True Type, они становятся все более популярными в Linux.
Шрифты Type42
Шрифты Type42 в действительности являются просто шрифтами True Type с дополнительным заголовком, что делает возможным обработку их интерпретатором PostScript. Большинство приложений, таких как ghostscript и SAMBA могут работать с этими шрифтами. Однако, если вы имеете postscript-принтер, может оказаться необходимым явно создать файлы шрифтов типа Type42.
Сравнение форматов Type1 и TrueType
Несмотря на длительное противостояние между сторонниками шрифтов Type1 и True Type, эти форматы имеют много общего. Оба они представляют масштабируемые контурные шрифты. Разница в том, что шрифты Type1 используют для построения глифов кривые Безье третьей степени в отличие от квадратичных кривых, на которых строятся шрифты True Type. Теоретически это является преимуществом, поскольку тем самым Type1 включает все кривые, которые можно построить с помощью True Type. На практике, однако, разница очень незначительна.
Шрифты True Type имеют преимущество, заключающееся в том, что обеспечивают лучшую поддержку хинтинга (шрифты Type1 тоже поддерживают хинтинг, но не так эффективно). Это существенно только для устройств с низким разрешением, таких как экраны (улучшение хинтинга не дает заметной разницы на принтерах с разрешением 600dpi, даже при малых размерах точки). Улучшенный хинтинг не имеет большого практического значения еще и потому, что шрифты True Type с хорошим хинтингом встречаются достаточно редко. Причина этого в том, что пакеты программного обеспечения для создания шрифтов, поддерживающих хинтинг, слишком дороги для большинства дизайнеров шрифтов. Только крупные фирмы, такие как Monotype, создают шрифты с полноценной поддержкой хинтинга.
Основная разница между шрифтами True Type и Type1 состоит в доступности и поддержке приложениями. Широкое распространение шрифтов True Type для Windows привело к тому, что многие страницы на сайтах Интернета создаются в предположении, что определенные шрифты True Type установлены на компьютере пользователя. Многие пользователи имеют на своих компьютерах большое число шрифтов True Type, поставляемых с приложениями Windows. Однако, под Linux большинство приложений поддерживают шрифты Type1, но не поддерживают на том же уровне шрифты True Type. Кроме того, некоторые из основных производителей шрифтов поставляют свои шрифты в формате Type1. Например, фирма Adobe выпускает очень мало шрифтов True Type. Учитывая, что преобразование из одного формата в другой не может быть проведено без определенных потерь качества, надо стараться использовать в каждом приложении те шрифты, на использование которых это приложение рассчитано.
Метафонт
Метафонт был разработан Дональдом Кнутом (Donald E Knuth) как часть его типографской системы TEX. Метафонт - это язык программирования графики (a graphics programming language), подобный Postscript. Сфера применения этого языка шире, чем просто вывод изображений символов. У метафонта имеется ряд очень привлекательных качеств. Одна из очень важных особенностей, - то, что масштабирование выполняется очень изящно. Символы метафонта Computer Modern имеют различный вид при размере 20 точек и 10 точек. Изображения символов изменяются при изменении размера, потому что для малых размеров желательно увеличить ширину несколько больше, чем высоту (это делает символы больших размеров более элегантными, а символы маленьких размеров более читабельными).
Файлы метафонтов обычно имеют расширение mf. При выводе на печать или экран они преобразуются в растровые шрифты, определяемые устройством вывода. Это преобразование, хотя и дает высокое качество, осуществляется медленно, так что эти шрифты не очень удобны для использования в WYSIWYG-приложениях.
11.4.3. Конфигурация X-сервера
Теперь, когда введены все используемые в последующем термины и даны необходимые сведения о форматах шрифтов, можно перейти к рассмотрению того, как настроить ваш Linux на корректную работу со шрифтами. При этом я буду ориентироваться на пользователей дистрибутива Red Hat и его аналогов (я проверял изложенные ниже рекомендации на дистрибутиве Black Cat 6.02).
Выводом изображений и, в частности, изображений символов, на экран занимается X-сервер. Когда приложение обращается к X-серверу с требованием вывести на экран какой-то текст, X-сервер обращается к своему конфигурационному файлу XF86Config, в котором должен быть определен перечень каталогов со шрифтами (FontPath). Откройте файл XF86Config (обычно он находится в каталоге /etc/X11/ или /usr/X11R6/lib/X11/) с помощью любого текстового редактора. Недалеко от начала файла в секции "Files" вы должны увидеть примерно такие строки:
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/Type1/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/Speedo/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/75dpi/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/100dpi/"
Это и есть перечень каталогов шрифтов X-сервера, который в англоязычной документации называется коротко FontPath. Порядок перечисления каталогов в этом перечне существенен: когда приложение запрашивает вывод текста на экран определенным шрифтом, X-сервер поочередно просматривает каталоги из FontPath и использует для вывода текста первый шрифт, который соответствует запросу приложения.
Если используются установки, задаваемые по умолчанию, то растровые шрифты с разрешением 75 DPI обычно оказываются размещены в этом перечне перед шрифтами с разрешением 100 DPI. Следствием этого может оказаться то, что на экранах с высоким разрешением символы будут очень маленькими. Если такой эффект у вас проявляется, поменяйте порядок перечисления каталогов в FontPath.
Еще один момент, относящийся к растровым шрифтам, связан с их масштабированием. При отображении символов большого размера с помощью таких шрифтов может оказаться, что изображение символа распадается на отдельные точки. Этот эффект проявляется, например, в Netscape при выводе крупных заголовков. Чтобы избежать этого, вы можете указать после имени каталога ключевое слово "unscaled" (не масштабировать), отделив его двоеточием:
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc/:unscaled"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/100dpi/:unscaled"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/75dpi/:unscaled"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/Type1/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/Speedo/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/100dpi/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/75dpi/"
При этом можно, как в приведенном выше примере, указать как возможность использования масштабируемых, так и немасштабируемых шрифтов, определив свои предпочтения порядком перечисления строк в XF86Config.
Кстати, раз уж вы заглянули в XF86Config, неплохо заодно проверить и другие установки, определяющие конфигурацию X-сервера. Неправильное задание параметров работы монитора может доставить гораздо больше головной боли, чем неправильный выбор шрифта. В частности, убедитесь, что частота обновления экрана выбрана максимально возможной для вашей аппаратной конфигурации (85 Hz - это великолепно, 75 Hz - неплохо, а 60 Hz - это просто вредно для вашего зрения).
11.4.4. Фонт-серверы
Хотя вывод символов на экран с помощью X-сервера графической подсистемы XFree86 и обеспечивает вывод текста, однако, этот способ имеет два крупных недостатка. Во-первых, шрифты должны располагаться на том же компьютере, на котором запущен X-сервер. Во-вторых, не обеспечивается вывод шрифтов True Type. Для преодоления этих недостатков были разработаны специальные серверы шрифтов или фонт-серверы (надо отметить, что в версии XFree86 4.x второй недостаток уже отсутствует, так что специальный фонт-сервер уже не нужен, если речь идет только о поддержке шрифтов True Type).
В настоящее время существует три разных сервера фонтов: xfs, xfstt и xfsft.
Фонт-сервер xfs
Если вы пользуетесь дистрибутивом, основанным на Red Hat (Mandrake и т.п.), то фонт-сервер xfs у вас, вероятно, установлен. Сообщение о запуске фонт-сервера xfs появляется на экране монитора в процессе загрузки, а, кроме того, соответствующее сообщение об успешном запуске xfs можно найти в файле /var/log/messages.
В случае применения xfs, в файле XF86Config вместо перечня каталогов со шрифтами вы увидите всего одну строку следующего вида:
FontPath "unix/:-1"
Эта строка является ссылкой на номер порта, который будет использоваться для связи с фонт-сервером.
Использование фонт-сервера не означает, что имеет место полный отказ от перечня каталогов со шрифтами. Только теперь это перечень переносится в конфигурационный файл программы xfs. По умолчанию это файл /etc/X11/fs/config. В секции "catalogue" этого файла и перечислены теперь все каталоги со шрифтами. Соответствующая секция файла /etc/X11/fs/config должна выглядеть примерно так:
catalogue = /usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc:unscaled,
/usr/X11R6/lib/X11/fonts/100dpi:unscaled,
/usr/X11R6/lib/X11/fonts/75dpi:unscaled,
/usr/X11R6/lib/X11/fonts/Type1,
/usr/X11R6/lib/X11/fonts/Speedo,
/usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc,
/usr/X11R6/lib/X11/fonts/100dpi,
/usr/X11R6/lib/X11/fonts/75dpi,
/usr/local/share/fonts/ttfonts
(обратите внимание на отсутствие запятой в последней строке).
Правда, вы можете по-прежнему включить строки с указанием путей к каталогам шрифтов в файл XF86Config (вместе со строкой "FontPath "unix/:-1"), но они будут обрабатываться не фонт-сервером, а X-сервером.
xfs от Redhat способен обслуживать как шрифты Type 1, так и шрифты True Type.
Фонт-сервера xfstt и xfsft
Если ваш дистрибутив не включает фонт-сервер xfs, вы можете воспользоваться одним из альтернативных фонт-серверов
- xfstt (http://metalab.unc.edu/pub/Linux/X11/fonts/) или
- xfsft (http://www.dcs.ed.ac.uk/home/jec/programs/xfsft/).
xfstt - это фонт-сервер, созданный исключительно с целью обслуживания шрифтов True Type на локальной машине. Поэтому он поддерживает только шрифты True Type и не может обслуживать шрифты на нескольких машинах в сети. Учитывая это, предпочтительнее пользоваться фонт-сервером xfsft или фонт-сервером xfs от Red Hat, о котором мы уже говорили. Заметим, что фонт-сервер xfsft послужил основой для доработки xfs, и модуль работы со шрифтами в XFree86 версии 4 создан разработчиком xfsft. Наверное поэтому этот фонт-сервер перестал поддерживаться разработчиком, так что вам лучше сразу ориентироваться на xfs или переходить на XFree86 версии 4.
11.4.5. Ревизия шрифтового хозяйства
Установлен ли фонт-сервер?
Давайте начнем такую ревизию с проверки того, что корректно установлен фонт-сервер xfs. Вначале запустите команду:
[root]# ps ax | grep xfs
Если xfs уже установлен в вашей системе (в противном случае установите его), вы должны увидеть строку примерно такого вида:
401 ? S 0:04 xfs -droppriv -daemon -port -1
По этой строке можно определить, какой порт использует эта программа. Этот же номер должен быть указан в строке вида
FontPath "unix/:port_number"
в секции "Files" в конфигурационном файле X-сервера (в xfree86 это файл /etc/X11/XF86Config). Скорее всего секция "Files" в этом случае вообще содержит только одну строку FontPath, например, такую:
FontPath "unix/:-1"
Впрочем, можно не искать файл /etc/X11/XF86Config, а выполнить команду:
[root]# xset –q ,
в выводе которой вы должны увидеть такие строки:
FontPath
"unix/:-1"
Если перечень каталогов шрифтов XFree86 содержит строку типа unix:/port_number, где port_number совпадает с номером порта, используемым программой xfs (Вы получили его по команде ps), то сервер xfs у вас установлен корректно. В противном случае, вы должны добавить ссылку на него в перечень каталогов шрифтов XFree86 либо с помощью команд:
[root]# xset fp+ unix/:port_number
[root]# xset fp rehash
либо путем непосредственной корректировки файла /etc/X11/XF86Config и последующего перезапуска X Window.
Для редактирования файла /etc/X11/XF86Config вы должны иметь права суперпользователя. Если вы таких прав получить не можете, то для корректной установки фонт-сервера вы должны обратиться к администратору.
Какие шрифты имеются в Вашей системе?
Давайте теперь посмотрим, какие шрифты установлены в системе. Поскольку вы уже знаете (загляните еще раз в FontPath), в каких каталогах находятся файлы шрифтов, вы можете непосредственно просмотреть эти каталоги. Но одного наличия файла со шрифтом еще недостаточно для того, чтобы шрифт был доступен для X-сервера. Для того, чтобы увидеть список шрифтов, известных X-серверу, лучше воспользоваться командой xlsfonts, которая выводит на экран перечень таких шрифтов. Если запустить ее с опцией -lll, то она дополнительно выдаст массу информации о каждом шрифте. Перенаправьте вывод в файл :
[root]# xlsfonts > fontlist
и вы получите список доступных шрифтов в файле fontlist.
Но для того, чтобы этот список прочитать, надо иметь представление о том, как именуются шрифты. Без этого прочитать полученный файл fontlist будет очень трудно.
Существует стандарт консорциума X (X Consortium) на имена шрифтов для X Window System, который называется X Logical Font Description Conventions (обычно упоминаемый как XLFD). Полное описание его дано в [П13.11]. В соответствии с этим стандартом имя шрифта состоит из 14 полей:
- foundry (fndry) — производитель шрифта (Adobe, Bitstream и т.п.);
- family (fmly) — название семейства шрифтов (например, Times);
- weight (wght) — толщина (bold, demibold, medium);
- slant (slant) — наклон (roman, italic, oblique);
- set width (sWdth) — ширина (normal, condensed, double wide);
- add style (adstyl) — стиль (serif, sans serif, decorated);
- pixel size (pxlsz) — размер символа по вертикали (в пикселах, 0 означает масштабируемый шрифт);
- point size (ptSz) — размер символа по горизонтали;
- resolutionX (resx) — разрешение по горизонтали;
- resolutionY (resy) — разрешение по вертикали;
- spacing (spc) — ширина символов (пропорциональный, моноширинный);
- avg width (avgWdth) — среднее значение ширины глифов шрифта;
- registry (rgstry) — название стандарта на кодировку символов (koi8, iso8859);
- encoding (encdng) — язык или кодовая страница (r, u).
Здесь в начале каждой строки указано наименование поля, затем (в скобках) сокращение этого наименования, используемое в программе xfontsel (о ней чуть ниже), после чего дается перевод (приблизительный) наименования поля. В скобках после русского перевода названия поля приводится по несколько примеров возможных значений этого поля, которые поясняют его назначение.
При задании конкретного шрифта поля в его имени принято разделять дефисами. Приведем пару примеров имен в стандарте XLFD:
-adobe-times-medium-r-normal-*-14-140-75-75-p-74-iso8859-1
-misc-fixed-medium-i-semicondensed-*-13-120-75-75-c-60-koi8-r
-adobe-courier-bold-o-normal-*-10-100-75-75-M-60-iso8859-1
(если какое-то поле не определено, то в соответствующей позиции ставится звездочка; таким образом можно одной строкой задать множество шрифтов).
В качестве параметра команде xlsfonts можно указать имя конкретного шрифта или семейства шрифтов (этой возможностью просто необходимо воспользоваться, если вы задали опцию -lll, иначе масса полученной информации окажется слишком велика).
Но просмотр списка шрифтов, выдаваемого командой xlsfonts, мало информативен в том смысле, что при этом вы не видите изображений символов, которые будет давать на экране данный шрифт. В этом плане гораздо удобнее воспользоваться программой xfontsel, которая работает в графическом режиме и выводит в своем окошке изображения некоторых символов данного шрифта, позволяющих представить себе, как будет выглядеть выводимый текст.
Эти две команды могут оказаться полезными, как для определения того, какие шрифты уже имеются в системе, так и для проверки того, что новые шрифты успешно установились. Я не буду здесь подробно описывать, как пользоваться этими командами. Воспользуйтесь соответствующими man-страницами или системой info.
На мой взгляд, пользователь обычно руководствуется в выборе шрифта только следующими признаками из перечисленных выше: семейство шрифтов (fmly), вариант шрифта - жирный шрифт или обычный (wght), наклон (slant), ширина шрифта (sWdth), размер шрифта в пикселах (pxlsz), стандарт (rgstry) и язык (encdng).
Попробуйте выбирать разные значения этих параметров в программе xfontsel и вы получите неплохое представление о том, какие шрифты установлены в вашей системе. Для русскоязычных пользователей выбор шрифта для просмотра стоит начать с двух последних полей. Задайте для поля rgstry значение koi8, а для поля encdng - значение r, и вы увидите сколько русскоязычных шрифтов в кодировке koi8-r у вас установлено. Кириллические шрифты задаются также значениями iso8859-5 в двух последних полях.
Кроме xlsfonts и xfontsel cуществуют еще несколько программ для просмотра установленных в системе шрифтов.
- Чтобы увидеть полный набор символов шрифта, можно воспользоваться командой xfd -fn fontname. В качестве fontname здесь можно использовать как полное имя шрифта, так и строку с символами маскирования (*), а также синонимы имен шрифтов, заданные в файле font.alias. Пример:
xfd -fn -*-helvetica-medium-r-* &
- В графической среде KDE имеется Менеджер шрифтов, который тоже показывает все установленные шрифты, а также позволяет удалить некоторые (но устанавливать новые, кажется, не умеет!).
- В Gnome имеются утилиты font selector, character picker и gfontview.
Файлы fonts.dir, fonts.alias и fonts.scale
Если вы последуете приведенному Выше совету и выполните команду
xlsfonts > fontlist
а после этого пересчитаете число файлов в каталогах, перечисленных в FontPath, то скорее всего обнаружите, что в fontlist перечислено гораздо больше шрифтов, чем имеется файлов со шрифтами. Чтобы понять, почему это так, надо разобраться с файлами fonts.dir, fonts.alias и fonts.scale. Если вы заглянете в любой каталог со шрифтами, то найдете там по крайней мере файл fonts.dir, а может быть и два других: fonts.alias и fonts.scale. Для чего же они нужны?
Структура файла fonts.dir очень проста и из нее становится ясно, зачем этот файл нужен. Каждая строка файла fonts.dir (кроме первой) содержит имя одного из файлов со шрифтом, содержащегося в том каталоге, где расположен данный файл fonts.dir, вслед за которым (после пробела или символа табуляции) указывается имя содержащегося в этом файле шрифта. Пример:
koi12x24.pcf.gz -cronyx-fixed-medium-r-normal--24-170-100-100-c-120-koi8-u
Первая строка файла fonts.dir содержит число шрифтов, перечисленных в этом файле (и, соответственно, имеющихся в данном каталоге со шрифтами). Файл fonts.dir совершенно необходим для того, чтобы X-сервер мог работать со шрифтами. По-видимому (я могу судить об этом только на основании проведенных экспериментов, поскольку в литературе такого описания не встречал), при запуске X-сервера или фонт-сервера на основе файлов fonts.dir из каталогов шрифтов в оперативной памяти создается таблица доступных для системы шрифтов.
Файл fonts.scale, по-видимому, задает список масштабируемых шрифтов и необходим некоторым приложениям для корректной работы с такими шрифтами. В большинстве случаев это либо точная копия файла fonts.dir, либо просто ссылка на fonts.dir. Естественно, что в каталогах с растровыми шрифтами мы такого файла не найдем.
Файл fonts.alias - это еще один конфигурационный файл, оказывающий влияние на работу со шрифтами. Уже по названию ("alias" - прозвище, кличка) можно догадаться о его назначении. Строки этого файла имеют следующий вид:
синоним XLFD_имя_реального_шрифта
При этом каждая строка должна оканчиваться только символом конца строки и владельцем файла должен быть суперпользователь. Вот для примера первые строки из файла /usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc/fonts.alias в системе Redhat :
fixed -misc-fixed-medium-r-semicondensed--13-120-75-75-c-60-iso8859-1
variable -*-helvetica-bold-r-normal-*-*-120-*-*-*-*-iso8859-1
Слово fixed здесь является синонимом или ссылкой ('alias'). Каждый раз, когда запрашивается шрифт fixed, будет фактически происходить обращение к шрифту, указанному во второй колонке. Шрифт кажется маловат? Просто поменяйте имя, на которое дана ссылка этим определением. Тот же самый принцип применим ко всем шрифтам, включая True Type. Более того, если у вас не установлены шрифты True Type, вы можете использовать этот же трюк для того, чтобы использовать какой-то из шрифтов Type 1 вместо запрашиваемых приложением шрифтов True Type.
Маленькое ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ для тех, кто имеет привычку "сильно быстро делать": некоторые синонимы должны быть известны системе в любой момент времени! В первую очередь это относится к синонимам "cursor", "fixed" и "variable" в каталогах /misc. Если таких строк в misc/fonts.alias нет, или они указывают на несуществующий шрифт, то графическая оболочка просто откажется запускаться.
Файл fonts.alias важен для некоторых приложений, которые не могут нормально обрабатывать данные, предоставляемые файлом fonts.scale. Самый характерный пример - Netscape. Без fonts.alias вы можете столкнуться с тем, что Netscape будет отображать только шрифты с размером символов от 0 до 12 точек. Создав корректный файл fonts.alias в каталоге со шрифтами True Type, вы получите возможность выбирать из большего числа вариантов в "Preferences | fonts" в Netscape. Приведем небольшой пример. Предположим, что в файле fonts.scale имеются строки:
arial.ttf -monotype-Arial-medium-r-normal--0-0-0-0-p-0-ascii-0
arial.ttf -monotype-Arial-medium-r-normal--0-0-0-0-p-0-fcd8859-15
arial.ttf -monotype-Arial-medium-r-normal--0-0-0-0-p-0-iso8859-15
arial.ttf -monotype-Arial-medium-r-normal--0-0-0-0-p-0-iso8859-1
Это масштабируемые шрифты, так что в их именах не указаны размеры. Поэтому в файле fonts.alias должны, соответственно, присутствовать строки (в файле они должны быть записаны без переносов, просто в книге строка целиком не умещается в рамках страницы):
-monotype-Arial-medium-r-normal--6-60-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--9-90-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--7-70-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--9-90-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--8-80-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--10-100-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--9-90-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--11-110-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--10-100-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--12-120-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--11-110-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--12-120-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--12-120-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--12-120-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--13-130-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--13-130-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--14-140-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--14-140-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--15-150-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--15-150-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--18-180-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--18-180-75-75-p-0-iso8859-1 |
-monotype-Arial-medium-r-normal--24-240-0-0-p-0-iso8859-1 | -monotype-Arial-medium-r-normal--24-240-75-75-p-0-iso8859-1 |
После этого Netscape будет корректно масштабировать шрифт Arial.
Обратите внимание на различие в размерах шрифта в правой и левой колонках. Например, в первой строке слева указан размер в 6 точек, а справа - 9 точек. С помощью этого приема удается преодолеть "склонность" Netscape к использованию слишком маленьких шрифтов. Просто подберите справа цифры в соответствии с Вашими вкусами.
Создавать файлы fonts.dir, fonts.scale и fonts.alias вручную — занятие не из простых. Поэтому разработаны специальные программы, которые запускаются в каталоге со шрифтами и создают эти файлы. Файл fonts.dir в каталоге с растровыми шрифтами можно создать с помощью команды mkfontdir. Для создания файлов fonts.dir и fonts.scale в каталогах со шрифтами Type1 надо воспользоваться утилитой type1inst (ftp://ftp.metalab.unc.edu/pub/Linux/X11/xutils/). Это скрипт на языке perl, который автоматически создает файлы fonts.dir и fonts.scale, необходимые для того, чтобы система X-Window могла использовать шрифты. Рекомендации по установке и настройке этого скрипта вы найдете в файле README, который поставляется вместе с пакетом.
Для шрифтов True Type необходима своя утилита ttmkfdir, которую можно найти на многих сайтах с программным обеспечением для Linux. В Redhat эта утилита включена в состав rpm-пакета Freetype.
На странице "Some Linux for Beginners" (http://home.c2i.net/dark/linux.html) вы можете найти скрипт на языке python, с помощью которого можно создать файл fonts.alias.
Удаление ненужных шрифтов
Когда я просмотрел с помощью программы xfontsel, какие шрифты установлены в системе, я с удивлением обнаружил, что по умолчанию устанавливаются шрифты с какими-то иероглифами (поскольку я не знаю ни китайского, ни японского, то не могу точно сказать, какому языку эти иероглифы соответствуют). Естественно, что появилось желание удалить эти ненужные шрифты, хотя бы для того, чтобы не занимать зря драгоценное место на диске. Теперь, когда мы знаем, где эти шрифты расположены (см. перечень каталогов шрифтов), а также как шрифты именуются, удалить ненужные довольно просто.
Вначале давайте удалим шрифты с иероглифами (если вы не возражаете!). При работе с программой xfontsel я обнаружил, что иероглифы появляются на экране программы xfontsel тогда, когда в поле registry стоит комбинация jisx с какими-то еще цифрами. Перейдя в каталог /usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc я просмотрел файл fonts.dir, устанавливающий связь между именами шрифтов и именами файлов, в которых хранятся соответствующие шрифты. С помощью этого файла нужно найти имена файлов с иероглифами и удалить их. После этого надо запустить команду mkfontdir, которая подкорректирует файл fonts.dir. Можно, конечно, и просто вручную удалить из fonts.dir строки, соответствующие удаленным файлам. Только не забудьте, что первая строка файла fonts.dir должна указывать число разных вариантов шрифта (не файлов в каталоге, а уменьшенное на единицу число строк в файле fonts.dir).
Кроме шрифтов с иероглифами, которые являются просто самым характерным примером, имеются еще множество шрифтов, которые вы, скорее всего, никогда не будете использовать. Но здесь я не буду давать советов, экспериментируйте, если не боитесь.
11.4.6. Подключение новых шрифтов
Источники шрифтов
Итак, вы удалили ненужные вам шрифты. Теперь предположим, что вы хотите добавить в набор шрифтов вашей системы какие-то новые шрифты (скорее всего кириллические). Вначале возникает вопрос, где их взять.
Очень часто большие коллекции шрифтов поставляются вместе с некоторыми графическими, издательскими или офисными программами. Примером может служить Microsoft Office или Corel Draw, в состав поставки которого входит громадный набор шрифтов. Если пакет русифицирован, то в этом наборе шрифтов найдутся и кириллические шрифты.
В Internet тоже существует громадный выбор бесплатных или условно-бесплатных шрифтов, однако не многие из них являются кириллическими. Адреса наиболее крупных и полезных сайтов с кириллическими шрифтами перечислены ниже.
- Паратайп (http://www.paratype.com/) - Сайт отечественной компании, занимающейся созданием кириллических шрифтов. На данном сайте можно заказать как шрифты, так и диспетчеры шрифтов и редакторы шрифтов.
- Веди (http://www.vedi.d-s.ru/obzory/f_art/fart1.htm) - Сайт независимого центра по разработке и распространению кириллических шрифтов.
- sunsite.unc.edu (ftp://sunsite.unc.edu/pub/Linux/X11/fonts/) - Здесь есть несколько пакетов кириллических шрифтов.
- Freshmeat (http://freshmeat.net/) - Задайте поиск по слову "font" и вы найдете несколько пакетов кириллических шрифтов.
- www.funet.fi (http://www.funet.fi/pub/culture/russian/comp/fonts/) - Архив, предоставляющий довольно неплохой выбор кириллических шрифтов.
- КиАрхив (http://ftp.kiae.su/pub/linux/) - На КиАрхив тоже проще всего воспользоваться предоставляемой там возможностью поиска. Там имеется, в частности, классический набор шрифтов от Cronyx.
- На странице Д.Болховитянова CYR-RFX (ftp://ftp.inp.nsk.su/pub/BINP/X11/fonts/cyr-rfx/doc/README.ru.html) вы найдете разработанные им шрифты.
В этот список включены далеко не все сайты, на которых имеются кириллические шрифты.
Кроме того, существует много сайтов со шрифтами для английского и других языков. Конечно, коллекции англоязычных шрифтов гораздо богаче, чем для русского языка. Если вы хотите отыскать какой-то конкретный шрифт для латиницы или просто пополнить свою коллекцию таких шрифтов, начните поиск с одного из следующих сайтов:
http://www.007fonts.com/,
http://www.freewarefonts.com/,
http://www.1001freefonts.com/,
http://www.fontfreak.com/,
http://www.freewareconnection.com/fonts.html.
После того, как вы скачали пакет шрифтов, можно приступить к его инсталляции. Процедура инсталляции несколько отличается для шрифтов Type 1 и True Type, поэтому рассмотрим эти два случая отдельно.
Инсталляция растровых шрифтов и шрифтов Type1
Будем предполагать, что вы можете получить права суперпользователя. В таком случае выполните команду su и проделайте следующее.
Создайте новый каталог и распакуйте в него полученный пакет шрифтов. Кстати, я встречал где-то рекомендацию, что лучше ставить новые шрифты в отдельный каталог, чтобы не нарушить работоспособность ранее установленных шрифтов. Можете последовать этому совету.
Перейдите в новый каталог (если не сделали этого ранее). Если производится инсталляция растровых шрифтов (когда в новом каталоге вы видите файлы с расширением pcf), то выполните в этом каталоге команду
[root]# mkfontdir
которая создает в каталоге со шрифтами файл fonts.dir.
Если производится инсталляция шрифтов Type1, то чтобы сделать эти шрифты доступными для X-Window, надо воспользоваться утилитой type1inst (ftp://ftp.metalab.unc.edu/pub/Linux/X11/xutils/), которая создаст файлы fonts.dir и fonts.scale. После установки утилиты просто перейдите в каталог с новыми шрифтами и запустите type1inst:
[root]# cd directory
[root]# type1inst
Далее необходимо добавить имя нового каталога со шрифтами к перечню каталогов шрифтов. Если пакет xfs у вас уже запущен, вы можете сделать это путем редактирования конфигурационного файла /etc/X11/fs/config.
Теперь надо заставить шрифт-сервер перечитать перечень каталогов, что можно сделать командой:
[root]# /etc/rc.d/init.d/xfs restart
Ваши новые шрифты должны быть теперь доступны для X.
Если вы не используете шрифт-сервер, то вам необходимо добавить имя каталога, содержащего файлы Ваших новых шрифтов, к перечню каталогов шрифтов X-сервера в файле /etc/X11/XF86Config. Это можно сделать в каком-либо текстовом редакторе, а можно с помощью команды
[root]# xset fp+ /usr/share/fonts/new
(имя каталога будет добавлено в конец списка) или
[root]# xset +fp /usr/share/fonts/new
(имя каталога будет добавлено в начало списка). После этого надо дать команду
[root]# xset fp rehash
чтобы X-сервер нашел новые шрифты.
Инсталляция шрифтов TrueType
Мы подробно рассмотрим случай, когда используется дистрибутив, основанный на Red Hat, и фонт-сервер xfs. .
Создайте новый каталог и распакуйте в него полученный пакет шрифтов. Для примера будем предполагать, что новые шрифты оказались в каталоге /usr/share/fonts/ttf.
Первым делом надо проверить, что в именах файлов шрифтов не встречаются заглавные буквы и пробелы (это требование xfs). Так что получите права суперпользователя, перейдите в каталог с вновь установленными шрифтами:
[root]# cd /usr/share/fonts/ttf
и, если в именах файлов встречаются заглавные буквы, преобразуйте все имена в нижний регистр. В [П13.2] приводится небольшой скрипт для автоматического преобразования имен файлов в нижний регистр, однако у меня этот скрипт отказался работать. Но в любом случае преобразовать имена и удалить пробелы из имен файлов можно и вручную.
Далее необходимо создать в каталоге со шрифтами True Type файлы fonts.scale и fonts.dir. Это, конечно, тоже можно сделать вручную, если вы внимательно прочитали весь предыдущий материал, но я, например, не хотел бы этим заниматься. Тем более, что существует утилита ttmkfdir, которую можно найти на многих сайтах с программным обеспечением для Linux. В Redhat эта утилита включена в состав rpm-пакета Freetype. Выполните следующие команды:
[root]# /usr/sbin/ttmkfdir -o fonts.scale
[root]# mkfontdir
После этого в каталоге с новыми шрифтами True Type должны появится файлы fonts.dir и fonts.scale.
К сожалению, команды ttmkfdir и mkfontdir не всегда сообщают об ошибках, поэтому после их запуска необходимо убедиться, что нужные файлы созданы, не пусты и содержат корректно сформированные (т. е. соответствующие XLFD, смотри выше) наименования шрифтов. Как пишут авторы [П13.2, П13.13], неприятности могут возникнуть потому, что иногда файлы шрифтов могут не в полной мере соответствовать формату True Type. Если такое имеет место, то описание этого шрифта, выдаваемое по команде ttmkfdir, будет существенно отличаться от формата описаний шрифтов, определяемого стандартом XLFD. Возможно, содержащееся в файле описание шрифта не корректно. Файлы шрифтов, вызывающие такой эффект, рекомендуется просто удалить. Поэтому до создания файла fonts.scale надо запустить программу ttmkfdir без параметров. В этом случае вывод идет на экран. Длина выдаваемых строк может отличаться, но их структура должна быть одинаковой и соответствовать стандарту XLFD. Если же какой-то из файлов со шрифтами вызывает появление в выводе чего-то другого, то такой файл лучше удалить. Только после этого можно выполнять команду
[root]# ttmkfdir -o fonts.scale
Еще одна причина возникновения проблем состоит в том, что ttmkfdir почему-то сортирует имена шрифтов в файле fonts.scale в обратном порядке. Этот факт не вызывает затруднений, если вы используете команду ttmkfdir в указанном выше формате. Но если вы попытаетесь подключить декоративные шрифты, которые часто содержат изображения не для всех возможных символов, то просто дать команду
[root]# ttmkfdir -o fonts.scale
уже недостаточно. Дело в том, что по умолчанию ttmkfdir допускает отсутствие в шрифте не более 5 символов. Но имеется специальная опция (-m nnn, где nnn - число), которая позволяет увеличить допустимое число отсутствующих изображений. Если запустить ttmkfdir в следующем виде:
[root]# ttmkfdir –m 100 -o fonts.scale
то созданный в том же каталоге и при тех же файлах шрифтов файл fonts.scale получится гораздо большего объема, т. е. будет содержать больше наименований шрифтов. При этом, как раз из-за обратного порядка перечисления имен, файлы с неполным набором символов окажутся в начале файла fonts.scale. В силу этого приложения могут быть "введены в заблуждение" и "схватить" первый попавшийся (в данном случае - неполный) шрифт. Тогда вместо отсутствующих символов вы увидите просто пробелы. Впрочем, с этой проблемой нетрудно справиться. Просто после создания файла fonts.scale надо изменить порядок строк в нем, для чего после выполнения команды
[root]# ttmkfdir –m 100 -o fonts.scale
надо сделать следующее:
- Выполнить команду [root]# tac fonts.scale > fonts.dir
- Перенести строку с числом шрифтов из конца полученного таким образом файла fonts.dir в его начало;
- Убедиться, что файл fonts.dir заканчивается символом конца строки.
Теперь мы имеем корректно сформированный файл fonts.dir! Но список в файле fonts.scale все еще имеет обратный порядок. Однако, поскольку эти два файла (по крайней мере в данном случае) должны быть идентичны, то остается только выполнить команду
[root]# cat fonts.dir > fonts.scale
или
[root]# cp fonts.dir fonts.scale
Следующий шаг, вообще говоря, не является обязательным, но позволяет в некоторых случаях повысить читаемость шрифтов на экране. Этот шаг заключается в создании файла fonts.alias в каталоге с TT-шрифтами (или в корректировке существующего файла). О том, как это можно сделать, говорилось выше, в разд. 11.4.5. В том же разделе упоминался скрипт, который позволяет (по словам автора интернет-страницы [П13.14] легко создать файл fonts.alias в каталоге со шрифтами True Type. Полученный с помощью скрипта файл fonts.alias может оказаться очень большим, особенно если создавали файл fonts.dir (который используется скриптом как основа для создания fonts.alias) с помощью команды ttmkfdir с опцией "-m 100". Да и без этого в нем окажется масса имен шрифтов, которые вы никогда не будете использовать. Поскольку в типичном случае вполне достаточно только кириллических шрифтов, можно попробовать удалить из fonts.alias все неиспользуемые шрифты с помощью следующей последовательности команд (оставляем только кириллические шрифты):
[root]# grep 'iso8859-5"' fonts.alias > newfonts.alias
[root]# grep 'koi8-r"' fonts.alias >> newfonts.alias
[root]# cat newfonts.alias > fonts.alias
Возможно, этот же прием стоит применить к файлам fonts.dir и fonts.scale, только предварительно продумав все последствия. Если вы войдете в азарт и захотите провести такие же корректировки не только в каталогах со шрифтами True Type, но в других каталогах со шрифтами, то, по крайней мере, не забывайте, что нельзя просто удалить шрифты, которые имеют в качестве второго имени (синонима) названия cursor, fixed и variable.
Теперь вы можете добавить новый каталог к перечню каталогов шрифтов xfs. Пользователи дистрибутивов, основанных на Redhat, могут сделать это с помощью утилиты chkfontpath (она тоже входит в пакет Freetype):
[root]# /usr/sbin/chkfontpath --add /usr/share/fonts/ttf
Если такой утилиты нет, это можно сделать редактированием конфигурационного файла фонт-сервера xfs, а именно, файла /etc/X11/fs/config. (Помните, что имена каталогов в перечне НЕ ДОЛЖНЫ иметь слэша (/) в конце!)
После этого осталось только перестартовать фонт-сервер xfs. Если вы пользовались утилитой chkfontpath, то она осуществляет рестарт xfs автоматически. Если вы вручную редактировали перечень каталогов со шрифтами, то перестартовать xfs можно командой
[root]# /etc/rc.d/init.d/xfs restart
После того, как вы перезапустили xfs, перезапустите также X-сессию.
На этом все! Вы можете проверить, подключились ли новые шрифты с помощью команды xlsfonts. Например, если среди устанавливаемых шрифтов должны были быть шрифты arial, можно выполнить команду:
[root]# xlsfonts | grep arial
(можно также воспользоваться командой xfontsel). Если новые шрифты видны через xlsfonts, тогда они доступны и для X Window, и наоборот.
Теперь, когда шрифты True Type установлены, вы можете попробовать, как они работают, например, в Netscape.
- Запустите Netscape.
- Откройте окно "Preferences/Appearence/Fonts" и раскройте выпадающий список "Variable Width Fonts". Там теперь должны появиться вновь установленные шрифты (я, например, увидел "Verdana (Microsoft)", именно тот единственный ttf-шрифт, который устанавливал). Выберите один из них.
- Разрешите масштабирование, нажав кнопку "Allow Scaling" рядом со списком "Variable Width Font".
- Установите опцию "Use my default fonts".
- Затем выберите размер 12 в выпадающем списке справа.
- Щелкните по кнопке OK.
Теперь текст в окне Netscape должен отображаться выбранным Вами шрифтом.
Предыдущий раздел | Оглавление | Следующий раздел |