Рейтинг@Mail.ru
[Войти] [Зарегистрироваться]

Наши друзья и партнеры

UnixForum




Lines Club

Ищем достойных соперников.

Книги по Linux (с отзывами читателей)

Библиотека сайта или "Мой Linux Documentation Project"

На главную -> MyLDP -> Тематический каталог -> Графика, звук, видео

GIMP: Как вытащить фрагмент из изображения

Алексей Дмитриев, 12 декабря 2010

Иногда бывает нужно получить отдельный фрагмент изображения, избавившись от фона и ненужных объектов. Например, сохранить фото птицы или котенка, чтобы вставить в другой снимок. В GIMP'е это можно сделать несколькими способами.

Способ первый: Стирание лишнего ластиком

Этот способ подходит тем, кому неожиданно пришлось заниматься обработкой снимков, и у кого нет охоты или времени вдаваться в тонкости.

Открываем изображение в GIMP'е. Чтобы не делать лишнюю работу, стоит обрезать (кадрировать) снимок как можно ближе к выбранному фрагменту. Для этого воспользуемся инструментом Кадрирование (Crop Tool).


Рис. 1

Если у вас снимок в формате JPG (который не поддерживает прозрачность) то, при стирании ластиком, фон будет получаться белым и непрозрачным. Такое изображение нельзя будет никуда вставить. Чтобы иметь фрагмент на прозрачном фоне, нужно добавить альфа-канал. Так почему-то называется прозрачность. Итак, в меню Слой -> Прозрачность -> Добавить альфа-канал (Layer->Transparency->Add alpha).

Теперь в окне инструментов выбираем Ластик (Erasing Tool) ≈ на рисунке я пометил его красной стрелкой.


Рис. 2

Пониже в том же окне можно настраивать наш ластик. В строке Кисть (Brush) кликнем на квадратике и откроется окошко выбора кистей (это только говорится "кистей", на самом деле мы выбираем размер ластика). Нам для тонкой работы по самому контуру изображения понадобится круглый нечеткий ластик среднего размера ≈ Circle Fuzzy (11) ≈ на рисунке 2 помечен зеленой стрелкой. При работе нечетким ластиком контуры изображения будут слегка размыты и не будет очень резкого перехода к фону. Чем тоньше работа, тем меньший размер кисти (ластика) нужно брать.

Чтобы удобнее было работать, нужно увеличить картинку. Это делается либо внизу окна (помечено синей стрелкой), либо при помощи клавиши "+". Увеличим изображение до 200-400% и приступим к работе. При таком увеличении не надо быть Пикассо, чтобы уверенно удалять все лишнее. На месте травы появляется клетчатый фон, символизирующий прозрачность. Сначала проходим нашим нечетким ластиком по всему контуру, стараясь почаще отпускать левую кнопку мыши. Такая тактика позволит легко исправить неверное движение при помощи меню Правка -> Отменить действие (или клавиши CTRL+z).

Когда прошли весь контур фрагмента, меняем кисть на четкую и большую ≈ Circle (19). Ей мы и убираем весь остальной фон. Четкая кисть предпочтительней при работе по площадям, так как не дает пробелов.

Но вот все лишнее удалено с нашей картинки, и нам остается только сохранить изображение в любом формате, поддерживающим прозрачность, например PNG. Если вы собираетесь и дальше работать с изображением в GIMP'е, скажем вставлять его в другую картинку, то стоит сохранить в формате GIMP'а ≈ XCF.

Способ второй ≈ выделение нужного фрагмента

Выделение ≈ один из основных приемов работы с изображениями.

Выделенный участок картинки окружен так называемой "муравьиной дорожкой" ≈ бегущими пунктирами. Выделение можно просто скопировать ( Правка -> Копировать) в буфер обмена, а потом вставить в нужное место ( Правка -> Вставить). Можно инвертировать выделение ( Выделение -> Инвертировать), то есть сделать так, что все, кроме окруженного муравьиной дорожкой, окажется выделенным. Тогда это "все" можно просто удалить, нажав клавишу DEL. Только не забывайте добавить альфа-канал, если хотите получить прозрачный фон.

Для того чтобы выделить участок изображения, в GIMP'е существует целых семь различных инструментов. На рисунке 3


Рис. 3

я их подсветил желтым цветом (тоже, кстати, при помощи инструмента Прямоугольное Выделение ≈ первое в первом ряду). Второй инструмент служит для выделения круглых и эллиптических областей. Ясно, что эти два инструмента нам не помогут выделить сложный фрагмент неправильной формы.

Зато третий инструмент ≈ Свободное выделение ≈ имеющий значок в виде лассо, помогает выделять криволинейные контуры от руки. Главный недостаток лассо состоит в том, что от руки чрезвычайно сложно точно выделить многие изображения, например фото лохматой собаки, которое я использую для иллюстраций. Могло бы помочь сильное увеличение, но вот беда ≈ стоит отпустить левую кнопку мыши, чтобы передвинуть обработанный участок изображения, как выделение автоматически замыкается прямой линией. Разработчики предусмотрели механизм прокрутки не отпуская кнопки ≈ другой рукой удерживать клавишу пробела. Пока держишь пробел, инструмент выделения превращается в инструмент перемещения изображения. Но, к сожалению, этот механизм не всегда работает, и у меня в системе, например, курсор мыши намертво превращается в крестик и приходится применять различные ухищрения (перейти в другой Рабочий стол, а оттуда закрыть GIMP вообще).

Поэтому опытные пользователи делают так:

1. При нормальном увеличении обводят выделяемый фрагмент вблизи контура при помощи лассо.

2. Нажимают в нижнем левом углу окна на квадратик Быстрая Маска (помечен зеленой стрелкой). Все что не выделено, автоматически окрашивается в красный цвет.


Рис. 4

Теперь берется мягкая (нечеткая) кисть, которую мы брали для стирания ластиком. Если закрашивать черным цветом, то выделенная область сокращается, если белым ≈ то сокращается невыделенная (красная) область. Различные оттенки серого дают эффект "полувыделенности" (размытости). В целом работа аналогична работе ластиком. Чтобы изменить цвет, нужно кликнуть на значке двух квадратов (передний план и фон) под значками инструментов, на рисунке 3 я пометил их красной стрелкой.

3. Когда дело сделано, снова нажимают на квадратик в углу, и Быстрая Маска исчезает, уступая место выделению. А выделение, как уже было сказано, можно копировать и вставлять, и даже просто сохранить в файле.

Четвертый и пятый инструменты автоматически выделяют области схожие по цвету. При этом четвертый инструмент ≈ Выделение связанной области ≈ выделяет только пиксели одного цвета, непосредственно связанные с тем местом, на котором вы кликнули мышью. Это показано на рисунке 5.


Рис. 5

А пятый инструмент ≈ Выделение по цвету выделит все пиксели одного цвета на изображении.


Рис. 6

В настройках этих инструментов (ниже в главном окне) имеется шкала с ползунком , называемая Порог, благодаря которой можно регулировать порог избирательности цвета от 0 до 255. Этой же шкалой можно пользоваться прямо на картинке: нужно, не отпуская левой кнопки мыши, двигать курсор вверх и влево ≈ при этом будет снижаться порог избирательности и выделяемая область на глазах сокращаться; если двигать вниз и вправо, то порог повышается и область выделения расширяется.

Пользоваться этими двумя инструментами хорошо на картинках с небольшим числом оттенков цвета, и почти невозможно на фотографиях, разве что в исключительных случаях, скажем, черный силуэт на белом снегу. В случае лохматой собаки на газоне эти инструменты неприменимы.

Шестой инструмент выделения ≈ Умные ножницы ≈ пожалуй, самый дружелюбный и удобный для большинства сложных случаев. Он сочетает автоматику и руку человека. Основные точки по контуру изображения проставляются вручную, а линии, их соединяющие, программа определяет сама и довольно точно. Линия, как намагниченная, "прилипает" к контуру, отслеживая самые прихотливые изгибы.


Рис. 7
Ставим любое увеличение и начинаем расставлять точки. Каждая точка ≈ небольшой кружок, в котором разными цветами показана точность попадания в контур. Любую точку можно перемещать. Если линия, соединяющая точки, прошла неверно, то можно перемещать и линию, добавляя новые точки. Нет необходимости постоянно удерживать кнопку мыши, в любое время можно остановиться и передвинуть изображение. Когда весь контур пройден, нужно поставить последнюю точку поверх первой, тогда он замкнется. Кликаем внутри контура и получаем выделение. Без сомнения, если не торопиться, то этим способом можно выделять с наибольшей точностью. В числе опций Умных Ножниц есть и растушовка краев, которая делает извлеченный фрагмент не таким резким.

И последний, самый удивительный инструмент выделения ≈ Выделение переднего плана. Работа с ним проходит в два этапа. На первом этапе рядом с курсором мыши появляется изображение лассо. Соответственно, мы действуем как лассо ≈ приблизительно обводим контур выделяемого фрагмента. Когда мы замкнули кривую и отпустили кнопку мыши, вся часть картинки вне нашего контура окрашивается в синий цвет. Курсор теперь имеет рядом изображение кисти. Этой кистью мы должны соединить как можно больше разноцветных участков выделяемого фрагмента. В нашем примере с собакой это: и почти белые лапы, и бурая морда, и черная пасть, и палевое брюхо и так далее.


Рис. 8

Проведя непрерывную кривую (размер кисти можно регулировать) мы нажимаем на ENTER, и волшебным образом видим весьма точное выделение, сделанное программой автоматически. Его качество, похоже, не уступает тому, что мы получили при помощи Умных Ножниц.

Но вот нужный нам фрагмент выделен из изображения.


Рис. 9

Что с ним делать дальше, и что вообще можно делать с выделениями, мы рассмотрим в следующей статье.

А в заключение хочу добавить, что GIMP имеет прекрасную справочную систему, читать которую и понятно (в отличие от большинства руководств) и полезно. Переведена она на русский язык замечательно, только установите соответствующий пакет.

Желаю удачи!

 


Другие статьи этой серии:

Как подготовить иллюстрацию для публикации в интернете Как вытащить фрагмент из изображения
Работа с выделениями Как сделать на фотографиях водяные знаки
Как сделать паззл из фотографии Когда изображение выходит за рамки
Как создать неоновую надпись и придать ей размытый вид Как сделать простую анимацию. Часть1

Эта статья еще не оценивалась
Вы сможете оценить статью и оставить комментарий, если войдете или зарегистрируетесь.
Только зарегистрированные пользователи могут оценивать и комментировать статьи.

Комментарии отсутствуют